Фотоохота
Птицы у лесной кормушки, зима
Лесная кормушка для птиц стоит с осени и почти никогда не бывает пустой, в основном я наполняю её сырыми подсолнечными семечками и овсянкой. Вся округа узнала про неё и пернатые не отлетают далеко. В первую очередь съедаются семечки, а потом и всё остальное.
Особую активность проявляют большие синицы, они самые шустрые, самые смелые и самые активные птички, к тому же и по количеству они наиболее многочисленные среди пернатых. С начала января, когда земля покрылась постоянным снежным покровом завсегдатаями кормушки стали пухляки. Прилетают и лазоревки, но появляются они довольно редко.
И вот однажды, во второй половине января прилетела довольно большая стайка хохлатых синиц, да так и осталась у кормушки зимовать. Никогда прежде этих птичек живьём я не видел и это была большая для меня удача. Как и все синицы, хохлатая очень симпатичная маленькая, подвижная птичка с забавным хохолком.
В самом конце января, на кормушку прилетели два чёрных молодых дрозда, семечки они не клюют, а вот овсянка пришлась им по вкусу. В прошлом году был большой урожай рябины, видимо поэтому, птицы и решили не улетать в тёплые края, а остались зимовать.
Снегири держатся по отдаль в густом ельничке и подбирают упавший корм синиц, но на кормушку не летят и вообще стараются не показываться на открытом пространстве. Однако, в начале февраля они осмелели и иногда стали вылететь из своего укрытия.
Ещё с осени я заготовил ветки рябины с ягодами для подкормки птичек и зимой воткнул их недалеко от кормушки в снег. Эти ягоды никого к сожалению не заинтересовали ни чёрных дроздов ни снегирей. И уже почти потеряв надежду, я нарвал ягод, бросив их в снег рядом с кормушкой. В этот день мне повезло, впервые прилетел свиристель и стал клевать ягоды разбросанные по снегу.
К сожалению, ещё в январе окончательно сел аккумулятор фотокамеры Canon, а выписанный из Китая новый застрял на таможне, поэтому пришлось довольствоваться оставшейся фотокамерой Sony Nex5N с объективом Юпитер-11, с фокусным расстоянием в 135 мм, что явно мало для съёмки мелких птичек.
В конце февраля аккумулятор всё же доставили и, вооружившись камерой Canon EOS 550D, с длиннофокусным объективом в 300 мм я в очередной раз посетил кормушку. Корм был весь съеден, рядом с кормушкой лежали припорошенные снегом пух, перья и недоеденная тушка чёрного дрозда. Минувшей ночью здесь разыгралась трагедия.
Я наполнил кормушку пищей и стал поджидать птичек. Но они отсутствовали, то есть они были рядом, в лесу слышались их голоса, но на кормушку не летели, что было странным.
Занявшись своими делами, я пристально следил за кормушкой и наконец заметил круглую серенькую шевелящуюся головку на снегу. Попытка скрытно подобраться поближе не увенчалась успехом и птица улетела, к счастью недалеко, усевшись на ветку берёзы. С фотоаппаратов руках я медленно подобрался поближе и сделал несколько кадров, прежде чем птица окончательно улетела.
Вечером я узнал, что это был воробьиный сычик, маленькая симпатичная сова. Размеры её чуть больше чёрного дрозда, вес достигает 80 грамм, питается насекомыми, борогузками, мышами и мелкими птицами. Добыча её (чёрный дрозд) в этот раз оказалась настолько большой, что воробьиный сычик не смог её унести и пришлось есть прямо на снегу у кормушки.
Лесные обитатели были настолько напуганы появлением незваного гостя, что ни одна птичка в этот день не посмела прилететь на кормушку. Да и в последующие дни птицы стали осторожнее, а снегири так и вообще улетели.
Обитают у меня в лесу два больших пёстрых дятла, они облюбовали себе по дереву и почти всё время проводят на них, изредка перелетая на другие. Замечены также были обыкновенные пищухи и ополовники, но к кормушке они абсолютно равнодушны, так как питаются преимущественно насекомыми, которых находят даже в зимнее время в складках коры деревьев.
Ну и конечно вездесущие сойки не оставляют кормушку без внимания, они любят семечки и часто шелушат их здесь же, прямо за столом.
Зимние месяцы декабрь и январь самые трудные в году с точки зрения фотосъёмки. Короткие, в основном пасмурные, серые дни не дают фотографу шансов на фотографию отличного качества. Если нет снега, то ISO приходится ставить на 800 - 1600 единиц, чтобы получить приемлемо короткую выдержку.
А когда выпадет снег и покроет землю и деревья белым пушистым ковром, да проглянет солнышко, то освещение становится вполне комфортным. Правда такое бывает редко, и в эти дни обычно холодно и просидеть в засидке более 10 минут не удаётся, потом надо идти и отогреваться у печки.
Контрастные сюжеты съёмки, чёрное оперение птицы на фоне белого снега, тоже доставляет не мало хлопот и часто приводят к неудовлетворительным результатам качества фото. Приходится постоянно контролировать гистограмму и вносить соответствующую коррекцию в экспозицию.
Но тем не менее, разнообразие и количество птиц на кормушке в зимнее время увеличилось по сравнению с осенью, что впрочем, вполне ожидаемо.
Вот так и прошла календарная зима, но птицы и звери об этом не ведают, у них свой природный календарь.